В
старом прибрежном городе осенью пустынно.
Плачут фонтаны, где-то хлопает дверь,
морщинит лужи ветер, спустившийся с
мглистых утесов, шуршит павшая листва.
Из серого капитанского особняка вышла
женщина в глухом черном платье, от ветра
повязала платок и пошла вниз, в сторону
набережной. От залива веет водорослями
и дегтем, доносится скрип снастей и
крики чаек.
Ближе
к гавани ветер усилился. Чайки то замирали
на месте, то нелепо кувыркались в воздухе,
стремясь восстановить равновесие. Вдова
остановилась перевести дух, прислонилась
к стене и тут резко обернулась на шум
приближающихся шагов. Из проулка выскочил
седой мужчина с одним эполетом на помятом
кителе и, заметно хромая, направился к
ней.
-
Вот вы уже где. Погодите! - не доходя,
выдохнул он. - Анна, подождите меня.
Она на миг
помедлила, но все же отвернулась от него
и пошла дальше. Ветер уперся в грудь и
у нее перехватило дыхание.
- Да постойте
же! Я не могу вас догнать! - кричал он ей.
Она
ускорила шаг. Вот она проскочила здание
таможни, показались мачты пришвартованных
баркасов. Как только топот старика
слился с жужжанием ветра в снастях, Анна
выбросила его из головы. В разрыве
разметавшихся облаков мелькнуло солнце,
только затем, чтобы снова скрыться в
пелене. Заревел ветер, рванул навстречу
земле дождь, и ей пришлось остановиться.
Она бы выпрыгнула из этого хрупкого,
бессильного тела и бежала дальше, бежала
бы по волнам, пока не добралась до того
места. Она свернула с мостовой и укрылась
за углом какого-то то ли храма, то ли
склада. Теряясь в тысяче голосов ветра,
заговорил колокол, отбивающий время.
Откуда-то изнутри, от самого сердца
поднялась дрожь. То ли от пронизывающего
холода, то ли оттого, что нет сил, и она
не знает что делать, у кого просить
помощи и еще — ей надо туда, она должна
быть там, она вся задрожала. Внезапно
ноги ее подкосились, дыхание замерло,
и она съехала по стене. Черный мотылек
на острие судьбы.
* * *
-
Анна, я уже в сотый раз вам повторяю, я
согласен, - старик устало прикрыл глаза,
- своим чертовым упорством вы меня
убедили, но вы должны понять, что в такую
погоду мы никуда не выйдем из залива.
Вы меня слышите? Вы хотите, чтобы и мы
пошли на дно?
Эти
слова он проговорил уже раскаиваясь.
Он ожидал, что она дернется, зашипит на
него, как в прошлый раз, но Анна продолжала
смотреть в окно. Ее бледное лицо ничего
не выражало, лишь обветренные губы
разлепились, и она тихо прошептала:
- Мы должны
торопиться. Пока не поздно.
-
Никто кроме меня не возьмется вас туда
отвести, а я берусь. Они верят в плохие
приметы, а я — нет. Смекаете, в чем
разница? Так-то среди них есть отличные
моряки, но никто из них по доброй воле
туда не пойдет. И мне еще предстоит
уговорить команду. Вы меня слушаете?
Он
выразительно посмотрел на круговерть
за окном и продолжил:
-
Но в любом случае мы не выйдем из залива
в такую погоду. Потом еще пару дней будет
такая зыбь! Это будет рискованно, но мы
первыми выйдем — это я вам обещаю. Теперь
вам надо отдохнуть, оставайтесь здесь,
я пошлю за вашим багажом.
Уходя,
он бросил через плечо:
-
И напишите письмо близким, если есть
кому.
*
* *
Приглушенный
свет. Анна сидела за столом, ее рука
замерла над белым листом. Сейчас, еще
немного. Часы в соседней комнате тикают
все глуше. Она прикрывает веки, непрошеная
слеза застывает в уголках глаз, как
будто холодный ветер налетел. Медленно
тянется «тик» и отчетливо падает «так».
«Мой
милый.
Я
пишу это письмо в доме у капитана Робсона,
который любезно согласился доставить
меня к месту гибели вашего корабля. Он
не знает, что я собираюсь сделать. Он
сам и его люди подвергаются большой
опасности. Старик говорит, что в это
время года такой рейс равносилен
самоубийству, но он сделает это из
уважения к тебе.
Я
смотрю в окно, и расчерченное свинцовым
переплетом, мое разбитое отражение
скользит тусклыми зайчиками по губам.
Мне нужно понять, милый. Нужно все это
понять. А я ничего не хочу понимать,
ничего не хочу знать, я хочу, чтобы ты
жил. Ты хлопнул дверью, уходя в этот
рейс. И теперь эта дверь самая дорогая
для меня на свете. А в том зале, где мы с
тобой тогда так удачно фехтовали угрозами
и обвинениями, теперь тихо, пляшут тени,
складывают узоры на портьерах, рассыпаются
пеплом. Не знаю, чем это кончится. Может
быть в комнатах снова появится свет, и
ты придешь, серьезный, усталый. Тогда
ты прочитаешь это письмо.
Я
отправляюсь к тебе на встречу, но я
никогда больше не увижу тебя. Мне очень
жаль, мой милый, но Хозяину нужен хотя
бы один из нас».
No comments:
Post a Comment
Note: Only a member of this blog may post a comment.