Император двора никогда не держал, ибо полагал его возможностью к интригам. Также не было нужды в советниках, ибо Император всегда сам принимал все решения и опирался в них лишь на свои рассуждения и желания.
Но
вот однажды Император призвал к себе
мудрецов, чтобы выбрать из них мудрейшего,
его же он собрался сделать своим главным
советником.
Так
в его дворце собралось сто ученых, и
каждый из них был достойнейшим. Тогда
Император обратился к ним:
-
Вы знаете, я решил назначить мудрейшего
из вас своим советником. Однако, как же
мне не ошибиться? Для меня есть две
возможности, как сделать выбор: я могу
задать вам вопрос, и выбрать мудрейший
ответ, или я могу повелеть вам самим
выбрать мудрейшего среди вас. В первом
случае будет трудно выбрать из вас
мудрейшего, ибо выбор, какой ответ
предпочесть, может быть заслугой только
более высокого ума, а если я, таким
образом, буду умнее мудрейшего из
мудрейших мужей, то нужны ли мне советы
менее мудрого, чем я сам? Во втором случае
менее мудрые выберут более мудрого, что
также невозможно, ибо как менее мудрый
может оценить более высокий ум? Разрешите
же мое затруднение.
Мудрецы
сколько-то посовещавшись выдвинули из
своих рядов одного юношу, который сказал
так:
-
Мы решили, что единственный выход, это
не выбирать лучшего, и не отделять
худших, ибо ты прав, император, и здесь
некому сделать такой выбор. Единственный
выход – это наше общее решение, которое
я буду тебе передавать. Так я стану твоим
главным ученым советником.
-
Хорошее решение, - сказал Император. –
Да будет так. И вот мой первый вопрос
моему главному ученому советнику: как
победить в войне и достичь благоденствия
в мире?
Мудрецы
совещались недолго, и вновь к Императору
вышел юноша:
-
Победить в войне и достичь благоденствия
в мире можно только убедив всех, что это
так. Только враг, уверенный в том, что
разбит, будет повержен, только войско,
убежденное в том, что одержало победу,
будет истинным победителем, только
народ, верящий в то, что живет в эпоху
благоденствия, будет истинно счастлив.
-
Можно ли этого достичь? – спросил
Император.
-
Это достижимо, - ответил юноша. – И вот
тому пример: все эти старцы – обман в
подтверждение моих слов. Это лишь простые
крестьяне, которых я тысячью способов
выдавал за мудрецов, они же взяли меня
с собой во дворец. Так, выдав одно за
другое, я достиг своей цели, и стал
главным ученым советником, ты же с моей
помощью можешь выдать и поражение за
победу, и упадок за расцвет.
-
В такой игре с истиной из всех вещей
важны две, - сказал Император, - знать
истину и быть уверенным в таком советнике.
Знать истину едва ли возможно. Но возможно
ли обрести уверенность?
Юноша
отвечал:
-
Позволь рассказать тебе одну притчу.
Пред тем как все смешалось в этом мире,
добро и зло были разделены. И шла между
ними страшная война, но никто не мог
одержать верх. И вот силы добра и зла
должны были сойтись в решающей битве.
Войскам дали отдых в ту ночь, ибо на
следующий день, возможно, никто из них
не остался бы в живых. Полководцы же
собрались в своих шатрах, чтобы создать
план сражения. Один из полководцев сил
добра оказался предателем, и он передал
врагам план сражения, и так силы зла
могли победить. Но в лагере зла тоже
оказался предатель, который передал их
секреты врагу. Перед битвой о предательстве
стало известно обеим сторонам, и стало
ясно, что победителя в битве не будет.
Рассказ
юноши остановился, и Император сказал:
-
Как же они поступили с предателями?
Предательство для сил добра должно быть
худшим из поступков, а для сил зла
величайшей заслугой. Силы добра тогда
должны отринуть предателя, и он перешел
бы в стан зла. А вот предатель злых сил,
действуя во имя победы добра, меж тем
совершил величайшее зло. Что же случилось
с ним?
И
юноша ответил:
-
Предающий зло не становится добродетельным
и не может перейти в лагерь добра, но
еще более упрочается во зле. Вот и ответ
на твой вопрос: ты скорее можешь быть
уверенным в злонамеренности, чем в
добродетелях твоих поданных. И я, мой
император, могу предать тебя, как и все
вокруг.
Император
тогда сказал:
-
Предательство в твоем случае сопряжено
с риском для жизни. Мой юный советник
может меня предать в двух случаях: если
предательство устранит меня, и тогда
жизнь его будет сохранена, и если
предательство не устранит меня, и жизнь
его будет утрачена, но будет достигнута
какая-то цель. Какая же цель может быть
достигнута?
Молодой
советник ответил:
-
Императору не будет нужен советник,
если он узнает, какова может быть цель.
Так
у Императора появился главный ученый
советник, и Император возрадовался.
No comments:
Post a Comment
Note: Only a member of this blog may post a comment.